ВСЁ О РЕКЛАМЕ
НА ТРАНСПОРТЕ

Войти
Регистрация

Печать идеальная и реальная


По большому счету клиента не должно волновать, как будет печататься изображение. Просто в итоге на борту должна оказаться привлекательная картинка с заданными цветами. Но для бренд-менеджера, нередко курирующего технологические вопросы, общее понимание необходимо.

 
Хотите увидеть по-настоящему сумасшедшее качество печати? Ищите рекламу luxury-брендов, даже не premium. Для офсетной печати примером служат, конечно же, модули в дорогих глянцевых журналах. А вот единственный вариант запредельного качества печати, близкий к транзитной рекламе, – транслюцентные носители для лайтбоксов в аэропортах, созданные методом экспонирования на фотопринтерах. Это стоит увидеть вблизи, потом отойти на три метра и понять: со средней дистанции просмотра сумасшедшее качество уже не различимо. Какие же тогда требования предъявлять к отпечатку, который окажется на борту?
 
Общее понимание
 
Любой отпечаток – это результат взаимодействия нескольких слагаемых: материал, чернила, оборудование, условия печати.
 
Пленка белого цвета выбирается в 99% случаев. Тип поверхности – глянцевая: на ней четче изображение и чуть меньше расход чернил при сплошной заливке. Желательно с серым клеевым слоем, маскирующим цвет окраски кузова. 
 
Печать на прозрачном материале применяется реже – при оклейке окон или как альтернатива плоттерной резке при создании мелких надписей, которые, тем не менее, должны быть четкими и читаемыми. Недостаток материала в том, что клеевой слой, даже у лучшего производителя, не позволяет добиться полной прозрачности.
 
Цветовые характеристики изображения зависят от того, сколько краски положено на носитель при различном разрешении, как различные цвета смешались и успели ли высохнуть или полимеризоваться, насколько цвет самого носителя влияет на оттенки (белый тоже разный: как минимум холодный и теплый) и других параметров. Эти особенности выясняются путем тестирования и измерений и описываются в профайлах. Печать наугад опасна переливами чернил, их невысыханием и прочими неприятностями, приводящими к браку. Поэтому печатать на неизвестной пленке или неопробованными чернилами рискованно. Но это и так знает любой печатник.
 
Когда чернила высохли, им угрожает только механическое воздействие и УФ -излучение. Дождь или влажность на пленку влияния не окажут, а вот град, щебень, да и просто песок становятся абразивами, от которых изображение нужно защищать. УФ -стойкость пигментов и красителей описывается в спецификациях исходя из региона: для средней полосы показатели выше, чем для южных районов, где активность солнца значительнее.
 
Необходимо и достаточно
 
Как узнать заранее, что с вашим отпечатком все будет нормально? Получить предварительный образец. Для офсета и трафарета это будет цветопроба, а для струйной печати настоящий тестовый экземпляр, отпечатанный на конкретном материале и оборудовании. Проверить износостойкость реально не получится, сколько не имитируй автомойку и не натирай отпечаток щеткой. Даже если красочный слой выдержит механическое воздействие на столе в офисе, это не означает, что он поведет себя также в реальных условиях при длительной эксплуатации.
 
По-настоящему можно оценить только цветопередачу. Особое внимание уделяется фирменным цветам, телесным оттенкам, цветовым переходам и полутонам и черно-белым изображениям. Специальные приборы считывают характеристики цвета, по которым можно установить идентичность, например, палитре Pantone. Хотя на практике сравнение порой проводится и «на глазок» путем сравнения с эталонным веером.
 
Если вам кажется, что на струйном отпечатке даже с трехметровой дистанции явно различимы точки, можно сделать несколько тестов в разных режимах печати (например 300, 600,720, 1200 dpi при различном числе проходов) и таким образом найти удовлетворительное сочетание качества и цены. А если какие-то из бортов все же не выдержат тяжелых будней, обновить утратившее привлекательность изображение на самых значимых маршрутах позволит запас материалов.
 
Обстоятельства разрушительной силы
 
В печатном цеху случается разное, и мы приведем несколько примеров для иллюстрации.
 
Одинаковое разрешение различается. Заказчик в региональном райцентре заказывает печать с разрешением 600 dpi. Принтер, несмотря на то, что он европейский, ломается, заказ перебрасывается на запасную машину китайского производства. Разрешение то же, а качество ниже. Потому что имеет значение не только количество капель (точек), упавших на дюйм носителя, но и другие параметры:
 
  • объем капли – сами точки могут быть крупнее или мельче, соответственно изображение наносится толстой или тонкой «кистью» и возможности детализации различны (существует даже оборудование с переменным размером капли, что позволяет качественные воспроизводить различные элементы);

 

  • количество проходов (недостатком мелких капель как раз может стать необходимость запечатать одно и то же место несколько раз),

 

  • наличие алгоритмов компенсации эффекта «полошения» в местах фоновой заливки (принтер печатает изображение полоса за полосой и границы могут быть видны) и выбитых (неработающих) сопел печатающих головок; и другие.
 
А разрешение – только общий ориентир. Достаточно зайти на любой форум, где собираются печатники, чтобы понять, сколько споров даже у них вызывает параметр «разрешающая способность оборудования».
 
Когда цветопроба не гарантирует. Год за годом повторяется экстремальная жара, сменяемая циклонами, так что вполне может произойти следующая ситуация. С утра еще идет дождь, влажность выше 80%. Клиент утверждает цветопробу. К вечеру, когда производится печать, погода меняется на противоположную (температура за 30°С, воздух сухой). В некоторых трехметровых принтерах, печатающих чернилами на основе растворителя, головки разных цветов разнесены относительно друг друга. Так вот тот цвет, который ложится на материал первым, успеет высохнуть и будет забивать собою все последующие. Утром при другой влажности смешение происходило нормально. Но вечерний отпечаток уже не будет соответствовать цветопробе, хотя материал, чернила, оборудование, режим – те же. Особенно чувствительны оттенки красного.
 
Эти примеры приведены не ради страшилки, а для иллюстрации сложности процесса печати. И касаются не только транзитной графики. Хорошо то, что кризис вытеснил с печатного рынка многие непрофессиональные принт-бюро и сейчас уже можно получить качество отпечатка, адекватное затраченным средствам.
 
 
Николай Козырев (Сборник «Транзитная реклама» 2011 совместное издание Outdoor media и рекламного агентства Нью-Тон)

Другие инструменты